«Стрекоза» — еженедельный художественно - юмористический журнал с карикатурами либерально-буржуазного направления. Издавался в Петербурге с 1875 по 1918 год.
Состав журнала и сотрудники
В свое время наиболее значительный из журналов этого типа. В 1870—80-х
гг. в «Стрекозе» печатались бывшие сотрудники «Искры»: П. В. Быков, Г.
Н. Жулёв, Н. А. Лейкин, А. Н. Плещеев, П. А. Сергеенко, Л.И.Пальмин и
другие. Созданный через два года после закрытия «Искры», новый
еженедельник отразил перемены политической обстановки: не поднимаясь до
сатиры, он направил острие юмора на «мелочи быта» (брак, семья,
служебная карьера, светские условности и т. п.). Развлекательный
материал, подчас скользкого содержания (ресторанные и альковные
остроты), преобладал над политической злобой дня, критика чиновничьего
аппарата подменялась высмеиванием личных недостатков отдельных
представителей его.
Среди художников были: Н. А. Богданов, А. И. Лебедев, М. О. Микешин, В.
С. Шпак, Н. П. Чехов и другие. По идейно-художественному уровню
«Стрекоза» уступала «Искре», придерживалась либерального курса.
Печатались обзоры общественной и литературной жизни, рассказы,
фельетоны, драматические сценки, юмористические стихи. Наиболее
активным сотрудником «Стрекозы» был И. Ф. Василевский, автор статей и
фельетонов, в которых высмеивал идеологов реакции (в том числе М. Н.
Каткова, В. П. Мещерского), высокопоставленных чиновников, биржевых
дельцов и т. п. Изредка печатались Н. С. Лесков, Я. П. Полонский, Д. В.
Григорович, В.В.Билибин.
Сотрудничество Чехова
В «Стрекозе» дебютировал А. П. Чехов, выступивший с рассказом «Письмо
донского помещика Степана Владимировича к ученому соседу д-ру Фридриху»
(№ 10, подпись: «...въ»). Но постоянным сотрудником «Стрекозы»
А.П.Чехов так и не стал: Всего в 1880 году им опубликовано здесь 10
рассказов. В 1883 году появился рассказ «Раз в год» и в 1884 году в
«Альманахе "Стрекозы" на 1884 год» рассказ «Шведская спичка». На этом
сотрудничество писателя с журналом закончилось. В 1900 году редакция
журнала выпустила по своей инициативе в качестве главной премии журнала
- бесплатное приложение: сборник «В мире смеха и шуток», куда вошли
лучшие рассказы и юморески, увидевшие свет на страницах «Стрекозы», в
том числе и рассказы Чехова 1880 года.
На рубеже веков
С 900-х гг. журнал усилил внимание к внутренней и международной
политике, на его страницах высмеивались министры, лидеры
Государственной думы. «Стрекоза» защищала демократическое,
реалистическое искусство, вела борьбу с декадентскими течениями. В
1890-е - 1900-е годы в журнале сотрудничали Е.Ф.Кони, Н.И.Позняков,
Константин Льдов, Мясницкий. Ряд рисунков «Стрекозы» был запрещён
цензурой (до выхода): 2 шаржа на главу французского правительства
(1894—1902), карикатура, изображавшая российского обывателя в кандалах,
с надписью: «рутина», «канцеляризм», «формализм» (1905) и т. д.; № 35
за 1907 был подвергнут аресту, однако скоро снятому, за рисунок,
направленный против Илиодора.
Закат журнала
В 1905 г. из журнала уходит И.Ф.Василевский (Буква), отдавший двадцать
пять лет редактированию журнала. Какое-то время в «дни свободы» журнал
выходит под названием «Спрут». «Спрут» вначале замахнулся на весь
государственный аппарат. В редакционной статье говорилось: «В огромном
русском море несколько столетий живёт и питается особой породы Спрут...
Ничтожный и по силам, и по содержанию, он развил в себе до
умопомрачительных размеров способность присасываться к жертве и
высасывать из неё соки». Но в конечном итоге «Спрут» ограничился
сатирой на «орлов реакции» - С.Дубасова, К.П.Победоносцева, которых при
обилии сатирической журналистики в 1905 году не высмеивал только
ленивый. В эти годы в журнал влилась группа талантливых молодых
сотрудников: художники Ре-Ми (Н.В. Ремизов-Васильев), А. Радаков, А.
Юнгер, А. Яковлев, Мисс (А.В. Ремизова) и поэт Красный (К.М. Антипов).
Все они были недовольны увядшей «Стрекозой», бесцветной и убогой на
фоне расцвета талантливой и злободневной современной сатирической
журналистики («Жупел», «Адская почта» и т. д.), и настойчиво предлагали
молодому издателю М.Г.Корнфельду реформировать её. Появление
А.Т.Аверченко послужило последним толчком для того, чтобы осторожный
издатель согласился на реформу «Стрекозы». 3 апреля 1908 года наряду со
«Стрекозой» начинает выходить «Сатирикон». В течение двух месяцев
журналы выходят параллельно, пока 1 июня 1908 г. они не сливаются
окончательно.
Новый журнал
Какое-то время «Стрекоза» не выходит совсем. Спустя несколько лет в 1915 году издатель И.Богельман и редактор (с 1917 года) М.Архангельская начинают новое юмористическое издание и дают ему знакомое читателям название. Еженедельный журнал сатиры и юмора «Стрекоза» продолжал свою
родословную от прежнего издания. Основными авторами новой «Стрекозы»
стали А.А.Измайлов, Ф.Ф. и Ф.В.Трозинер, Сергей Михеев, Д'Актиль,
художник прежней «Стрекозы» А.И.Лебедев и др. По аналогии с «Всемирной
и русской историей, обработанной «Сатириконом», «Стрекоза» печатает
«Историю русской лирики от Тредьяковского до Кузмина» - серия пародий
А.А.Измайлова. Но в целом уровень публикаций в новой «Стрекозе» мало
отличался от той прежней «Стрекозы», которую по ядовитому замечанию
Аверченко можно было читать только в парикмахерской. В таком виде журнал просуществовал до января 1918 года, закрытый новой властью за вышучивание революционеров-большевиков.
Ссылки
* Русская сатира и юмор второй половины XIX — начала XX в., Москва, «Художественная литература», 1988.
* Фундаментальная электронная энциклопедия. Краткая литературная энциклопедия
* Л. Евстигнеева, «Журнал "Сатирикон" и поэты-сатириконцы» М., 1968.
|